Одно из старейших российских производств "Можайский полиграфический комбинат" (МПК) почти 40 лет занимается изготовлением книжной продукции. Комбинат создавался еще в советские годы (в 1974 г.) как специализированное предприятие, ориентированное на печать книг, в первую очередь политического содержания, на иностранных языках и поставки их за рубеж. Такие издания должны были достойно конкурировать по уровню своего исполнения с книгами, отпечатанными типографиями западных стран. Именно поэтому оснащению предприятия уделялось повышенное внимание со стороны государства. На комбинате еще сегодня сохранилась часть оборудования, унаследованная с тех времен.
На комбинате немало и оборудования, выпущенного несколько десятков лет назад,
но оно еще в хорошем состоянии и активно используется в основном в производстве черно-белых книг
Однако с годами вслед за меняющимися требованиями издателей на комбинате также много что поменялось. О том, как сегодня живется одному из крупных типографских комплексов, мы поговорили с генеральным директором "Можайского полиграфического комбината" Евгением Игоревичемс Фельдманом.
Производство книжных изданий всегда было определяющим для МПК и выстраивалось в прежние годы в расчете на печать миллионных тиражей. Впрочем, и сегодня это направление остается ведущим, занимая около 65% объема от всей выпускаемой комбинатом полиграфической продукции. В книжном производстве задействовано более 50 единиц техники, которая позволяет "Можайскому полиграфкомбинату" выпускать книги в твердом переплете и мягкой обложке - энциклопедии и справочники объемом до 1800 страниц, подарочные высокохудожественные издания, красочные путеводители, а также книги формата pocket-book. На комбинате отлажены все возможные виды отделки переплетных крышек и обложек, не говоря уже о следовании традициям классического производства книжных изданий. Во многом поэтому ему доверяют известные издательские дома России: "Эксмо", "Инфра М", "АСТ", "Дрофа", "Айрис Пресс", "Альфа-Книга", "Центрполиграф" и многие другие.
Для печати журналов на комбинате ипользуется рулонная печатная машина MAN Roland Rotoman с газовой сушкой
Сегодня несмотря на разнообразие книжного ассортимента специалисты отрасли констатируют сужение книжного рынка. Это подтверждают и слова генерального директора МПК Евгения Фельдмана: "Сегодня уже не требуются такие масштабные типографские проекты для выпуска книжных изданий, как это было десятки лет назад. Существующих мощностей на рынке вполне достаточно, чтобы удовлетворить требования издателей. Это мнение основано на том, что средние тиражи книг, выпускаемых даже крупными издательскими домами, варьируются в пределах 2,5-3 тыс. экз. Тем не менее, количество наименований меньше не стало, скорее, напротив. Вследствие того, что тиражи сокращаются, возрастает трудоемкость самого производства, поскольку каждый заказ требует подготовительной работы".
Для печати изданий небольшими тиражами применяется высококачественная листовая печать (manroland 700), а для тиражей в предалах 100 экз.— цифровая (Oce). Независимо от способа печати издания изготавливают с соблюдением всех технологий книжно-журнального производства
В свете данной тенденции на книжном рынке руководство "Можайского полиграфического комбината" в 2006 г. решило организовать журнальное производство с учетом современных требований как журнального, так и рекламного рынка. Для реализации этого проекта приобреталось новейшее полиграфическое оборудование ведущих производителей. Были установлены две рулонные печатные машины с газовой сушкой Rotoman: восьми- и четырехкрасочная, позволившие получать 32-страничную тетрадь при печати с двух рулонов или 16-страничную тетрадь с одного рулона. Участок листовой печати пополнился пятикрасочной машиной с лаковой секцией manroland 705. Для выполнения отделочных операций в журнальном производстве приобретены новые линии Corona (КБС) и три линии ВШРА фирмы Muller Martini. Кроме того, был поставлен комплекс для упаковки готовых изданий, состоящий из линии для поэкземплярной упаковки журналов в термоусадочную пленку с возможностью до трех вложений, а также линии для упаковки пачек изданий в эту пленку. Как отмечают на предприятии, в настоящее время тиражи журналов не только не падают, в отличие от книжного производства, а наоборот, увеличиваются. Так что журнальный цех сегодня практически полностью загружен.
"Сотрудничество с "Можайским полиграфическим комбинатом" началось в 2008 г., - рассказывает Ольга Гребенюк, генеральный директор "Артезаинк-М". Тогда мы обратились с предложением протестировать нашу краску Aronon-T корейского поставщика. Руководство и специалисты комбината с интересом откликнулись протестировать новый материал. Первые тесты мы проводили еще с прежним технологом Надеждой Владимировной Сидоровой".
"В ходе этих испытаний краска показала очень хорошие результаты, - продолжает главный технолог "Артезаинк-М" Ольга Завязочникова.
- Она универсальна относительно запечатываемых материалов, и ее можно использовать при работе на различных видах мелованных и офсетных бумаг, а также на мелованных (матовом и глянцевом) картонах. Aronon-T не только обеспечивает глянец и высокую интенсивность красочного слоя на оттиске, но и удобна в использовании: она устойчива к эмульгированию при работе со всеми типами увлажняющих (спиртовых и бесспиртовых) аппаратов, при ее применении печатнику легко обеспечить баланс "краска-вода". Высокая скорость закрепления позволяет быстрее перейти к дальнейшим стадиям обработки оттиска. Эти достоинства сочетаются с достаточно высокими прочностными показателями такими, как стойкость к истиранию, светостойкость и стойкость к кислотам, щелочам и спирту. Поскольку краска Aronon-T высокоинтенсивная, потребовалось снизить плотность цветов, соответственно, это привело к более экономичному расходованию краски, что весьма положительно отметили на комбинате. Также было отмечено, что краска обладает хорошими свойствами первоначального закрепления и быстрым высыханием в естественных условиях, что позволило сократить время между печатью и послепечатной обработкой. А это обеспечивает заметную выгоду в сроках производства при печати коротких тиражей и выполнении срочных заказов.
В течение месяца краска применялась "Можайским полиграфкомбинатом" для печати самых разных работ с целью тестирования ее на стойкость к истираопераций - фальцовки, резки, подборки тетрадей и других. Итогом проведенных испытаний стала договоренность на поставку больших партий краски".
Стоит отметить, что с приходом на комбинат нового генерального директора - Евгения Игоревича Фельдмана, контракты на поставку краски Aronon-T были пролонгированы.
Ольга Гребенюк добавляет: "Стоит отметить, что с приходом на комбинат нового генерального директора - Евгения Игоревича Фельдмана, контракты на поставку краски Aronon-T были пролонгированы. Несмотря на то, что у нас небольшая компания и мы только начинаем завоевывать свои позициина рынке, руководство "Можайского полиграфического комбината" приняло во внимание только качество нашего продукта, а не раскрученность бренда. Сегодня наша технологическая служба тесно работает с главным технологом полиграфкомбината Любовью Сергеевной Сыроедовой. По ее первому звонку мы в любое время готовы оказать технологическую поддержку и решить производственные вопросы, что позволяют нам знания нюансов печатных и послепечатных технологий, а также большой практический опыт по работе с красками Aronon-T на разных видах бумаг и на оборудовании различных поставщиков. Более того, мы уверены в производителе краски - корейском заводе, и достоверности сообщаемых им характеристик продукта, которые были проверены независимыми лабораториями как по инициативе нашей компании, так и некоторых типографий".
Организация журнального производства позволила "Можайскому полиграфическому комбинату" привлечь новых издателей периодики. Более того, книжные издательские дома, которые традиционно заказывают печать книг на МПК, получили возможность изготавливать на этом же предприятии и издания журнального плана. Скажем, помимо учебника по географии, еще и контурные карты или атласы, выполненные на мелованной бумаге и скрепленные на скобу.
В прошлом году полиграфкомбинат пошел еще дальше, предоставив своим заказчикам услуги по изготовлению малых тиражей печатной продукции на базе цифровой машины Oce. Евгений Фельдман отмечает, что необходимость в цифровой печати стала ощущаться в связи с тем, что многим книжным издателям все чаще требуются небольшие тиражи книг. Такая потребность возникает по нескольким причинам: во-первых, когда нужно выпустить небольшое количество экземпляров для презентации, встречи с автором и других мероприятий; во-вторых, для печати дополнительного тиража или переиздания книги, чтобы не оставлять больших складских запасов и полностью реализовать издание; в-третьих, если издатели планируют запустить нового автора и необходимо провести анализ спроса, чтобы принять решение по печати коммерческого тиража. Кроме того, заказчики пользуются услугами цифровой печати на МПК для изготовления рекламных буклетов, листовок, плакатов, приглашений и иных презентационных материалов, к примеру, для участия в выставках или организации промо-акций. "Приобретение цифрового оборудования позволило нам сбалансировать себестоимость печати одного экземпляра книги при тиражах от 100 до 500 экз., - поясняет Евгений Игоревич.
- Несмотря на то, что и по количеству заказов, и по объему в денежном выражении, это малая часть нашего производства, мы уже второй год наблюдаем положительную динамику увеличения спроса на данную услугу от книгоиздателей. Независимо от того, что речь идет о малых тиражах, отпечатанных цифровым способом, все послепечатные и отделочные процессы осуществляются на наших поточных линиях. Иными словами, любое издание может быть изготовлено в твердом переплете с прошитым блоком, в том числе с необходимыми видами оформления (лакированием, тиснением, конгревом и т. д.). С технологической точки зрения, пожалуй, это не совсем разумно, однако стоимость послепечатного цифрового оборудования отнюдь не маленькая. А книгоиздателям (мы не работаем с частными заказчиками) требуется качественное издание, изготовленное по всем правилам книжного производства в классическом его понимании". Евгений Фельдман также отметил, что благодаря новой услуге у комбината появились новые клиенты, которые заказывают до 300 экз. книг. Но в то же время в пакете их заказов есть и приличные книжные тиражи, которые они впоследствии также размещают на МПК. Так что как инструмент привлечения новых заказчиков, в том числе и на книжное производство, это сработало.
Руководство "Можайского полиграфкомбината" считает, что развивать только печатные технологии недостаточно для успешного функционирования на рынке. Требуется развивать и дополнительные услуги. Одним из своих конкурентных преимуществ МПК видит в том, что, помимо полиграфического исполнения, имеет возможность осуществлять редакционно-издательскую подготовку, а также краткосрочное и долгосрочное хранение готовой продукции и давальческого сырья и экспедирование тиражей. Последним из перечисленных видов услуг уже воспользовались ряд журнальных издательств, для которых распространение изданий является довольно важной и трудозатратной задачей, которую они с удовольствием возложили на типографию, откуда тираж сразу рассылается по адресным базам.
Надо сказать, что и в плане выбора поставщиков "Можайский полиграфический комбинат" также следует прогрессивным взглядам и весьма восприимчив к новым веяниям на рынке оборудования и расходных материалов. "Мы придерживаемся открытой политики в отношении поставщиков и готовы рассмотреть возможность протестировать новые материалы, которые подходят нам как с технологической точки зрении так и более привлекательны в ценовом отношении. Мы с удовольствием соглашаемся провести ряд испытаний, на основании которых делаем свой выбор. При этом далеко не всегда этот выбор материалов идет по ценовому параметру", - говорит Евгений Фельдман.
Действительно, как рассказывает Евгений Игоревич, на предприятии долгое время применяли клей для бесшвейного скрепления блоков отечественного производства. Однако он не устраивал по потребительским качествам - клей наносился толстым слоем, что не всегда выглядело эстетично, зачастую возникали проблемы с качественной проклейкой по корешку и т. д. К тому же его приходилось подготавливать перед использованием, что занимало производственное время. Достичь качественного бесшвейного скрепления брошюр удалось только перейдя на более дорогой клей фирмы Henkel, который по совокупности всех операций и затрат оказался даже выгоднее.
Другим примером выбора поставщика служит начало использования на комбинате красок корейского производства. Как рассказывает главный технолог "Можайского полиграфического комбината" Любовь Сыроедова, для предприятия не стало препятствием то, что краска производится на заводе в Южной Корее. Определяющим фактором для выбора послужили успешные результаты тестирования краски Aronon-T на предприятии. В результате уже более двух лет МПК ведет сотрудничество с поставщиком корейской краски в России компанией "Артезаинк-М". "Конечно, это не означает, что мы полностью перешли на использовании краски Aronon-T. Это и невозможно, так как объемы потребления у комбината достаточно велики, поэтому мы работаем и с другими поставщиками лако-красочных материалов, - поясняет Любовь Сергеевна.
- В настоящее время применение краски Aronon-T ведется при печати листовой книжной продукции, обложек с последующей декоративной отделкой, а также многоцветной упаковки для непищевой продукции.
Если говорить о характеристиках корейской краски, то, например, она нас очень выручила в зимний период. Благодаря ее пластичности, у нас не возникало проблем с раскатом краски в начале рабочего дня. Надо сказать, что Aronon-T в принципе довольно устойчива к воздействию температур и обладает хорошей способностью сохранять свои свойства при разных условиях в производственных помещениях.
Кроме того, она достаточно быстро сохнет, не берет воду, хорошо держит баланс "краска-вода". Нельзя забывать и о ценовом аспекте, что делает эту краску весьма выгодным и качественным решением для нас.
Не могу сказать, что у нас не возникает проблем при печати тиражей, однако не всегда дело оказывается в краске. В любом случае у нас есть возможность проконсультироваться с технологами "Артезаинк", которые готовы вникнуть в производственную ситуацию и совместными усилиями решить возникающие вопросы".
Итак, завоевав за десятки лет работы авторитет производителя высококачественных книжных изданий, "Можайский полиграфический комбинат" не стал замыкаться исключительно на книжном производстве. Следуя за изменениями требований рынка и своих заказчиков, основал смежные производства журнальной и рекламной продукции, а также откликнулся на текущую потребность развития малотиражной печати. Комбинат расширяет и собственную инфраструктуру, создавая условия для оказания более качественного сервиса и удобства клиентов. На это направлена и политика компании в выборе партнеров по поставке оборудования и расходных материалов, благодаря чему удается обеспечивать высокое качество продукции. Несмотря на то, что это крупное по своим масштабам производство, комбинат гибко подстраивается под меняющуюся конъюнктуру рынка и ищет возможности для развития, переоснащения и повышения качества продукции и услуг.